Схема наблюдения эмоциональной сферы умственно отсталых

Первый вопрос: «Как нужно закончить рассказ?» по своей сути направлен на выявление умения прогнозировать действия другого, используя при этом информацию о его предыдущем опыте отношений с виновником конфликта. Данные педагогического наблюдения могут быть дополнены систематическим наблюдением по определенной схеме (например, С.С. Моложавого), данными естественного эксперимента или педагогического эксперимента. Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку на ребенка.

Решая эти задачи, предстоит разграничить часто сходные по своим внешним проявлениям состояния. Для них характерен высокий уровень тревожности, а средний уровень агрессивности обусловлен ситуацией. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Данные диссертационного исследования могут быть полезными при разработке учебных программ, лекций, практических заданий для подготовки специалистов в области коррекционной психологии, возрастной психологии. При психологическом обследовании выявляется актуальный уровень развития, устанавливаются потенциальные возможности ребенка, а также причинная взаимозависимость процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на эмоционально-волевую сферу и личность. Помимо этого для контроля понимания испытуемыми происходящих в рассказе событий в ходе прочтения ему задавались вопросы по содержанию.
Авторы делают вывод, что даже сформированный практический уровень социального интеллекта при умственной отсталости не обеспечивает полноценную социальную адаптацию вследствие социальной (личностной и эмоциональной) незрелости. Автор предполагает, что для понимания социальной причинности требуется более высокий уровень познавательной децентрации, чем для понимания психологической причинности. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Таким образом, психологическое исследование особенностей личности и межличностных отношений подростка с отклонениями в развитии должно учитывать как специфические особенности подросткового возраста, так и характер нарушений развития.

Похожие записи: